К октябрю 2007 года цена арабики урожая 2006-2007 года составила почти $1,4 за фунт (более $3/кг). Это самая высокая цена за последние восемь лет. Причина — дефицит кофейного сырья. В марте нынешнего года эксперты Международной кофейной организации (ICO) прогнозировали падение урожая основного поставщика арабики — Бразилии — на 10-15%. Засушливый октябрь (сезон цветения кофейного дерева) ухудшил даже столь нерадостный прогноз.

Эксперты CPM Group полагают, что бразильский урожай сезона-2007-2008 будет меньше на 20% и составит 109-112 млн мешков (каждый по 60 кг). Из-за угрозы засухи цены на кофе в странах Латинской Америки уже увеличились на 31% — в ожидании дальнейшего роста фермеры придерживают урожай, снижая экспортные поставки арабики. «Склады (трейдеров. — Прим. Контрактов) опустошены как никогда», — говорит исполнительный директор ICO Нестор Осорио.

Но не всех огорчают пессимистичные прогнозы — оба заявления ICO вызвали рост котировок Nestle. При этом снизилась стоимость крупнейшей мировой сети кофеен Starbucks.

Две стратегии

Nestle и Starbucks входят в шестерку крупнейших мировых переработчиков кофе и работают на конечного потребителя. Но рост цен отразился на их бизнесе по-разному. Причиной стали различия в стратегиях двух кофейных гигантов. Американская кофейная сеть Starbucks напрямую зависит от стоимости сырья. Причем сырья высокого качества — в приготовлении сортовых смесей из натурального кофе используется преимущественно дорогая, но негорькая на вкус арабика. 80% сырья для таких смесей сеть закупает в странах Латинской Америки. Правда, еще в 2005 году руководство Starbucks заявило о расширении географии закупок за счет африканских стран, но пока эти страны обеспечивают не более 5% поставок (еще 15% — закупается в странах Азии).

Равняемся на прогнозы
Прогнозы ICO по снижению урожая кофе и котирование акций Nestle i Starbucks в 2006-2007 годах, $


В отличие от Starbucks, швейцарская Nestle более полувека производит растворимый кофе — сегодня доля компании на мировом рынке оценивается в 55-60%. Для приготовления растворимого кофе и кофейных миксов используется относительно дешевая и горьковатая робуста. На долю этого сорта уже приходится почти треть мирового производства (поэтому средняя цена в сентябре-октябре 2007 года не превышала $0,8-0,9 за фунт). Но так было не всегда — до 1997-го мировые производители предпочитали выращивать арабику.

Заработать на кризисе

Термин «кофейный кризис» появился в лексиконе торговцев кофе в 1997-м. Тогда недостаток кофейных зерен вызвали сильные заморозки, уничтожившие значительную часть бразильского урожая. К концу 1997 года дефицит кофе в размере 230 тыс. тонн привел к скачку цен до $2,5-3 за фунт ($5-6/кг). Дефицит вынудил Всемирный банк финансировать увеличение посевных площадей под кофе. Основная часть средств была потрачена на расширение плантаций в Юго-Восточной Азии, предназначенных преимущественно для выращивания робусты. Это привело к появлению второго по величине после Бразилии мирового производителя кофе. Вьетнам к 2000 году увеличил объем производства робусты с 3,5 млн мешков до 14,7 млн.

Кофейная дискриминация



По слухам, финансирование именно Вьетнама, идеально подходящего для выращивания робусты, пролоббировали производители растворимого кофе. В 1999-2000 годах в мире собрали 6,9 млн тонн кофе — на 20% больше, чем в предыдущем сезоне. Из-за перепроизводства цены упали ниже себестоимости. В 2001 году цены на кофе достигли минимальных показателей за последние 30 лет: арабика — 45 центов за 1 фунт, робуста — 16 центов. В том же году объем экспорта снизился до $5 млрд (с $12 млрд в 1996 году).

Ситуация изменилась лишь в 2004 году, когда поставки кофе на мировой рынок снизились на 7-8 млн мешков. Впервые за пять предыдущих лет спрос на кофе превысил его производство (объем потребления составил 115 млн мешков, производства — 106 млн мешков). Последовавший в 2005-м рост цен практически не отразился на рентабельности бизнеса трех крупнейших производителей растворимого кофе. К этому времени Nestlе’ S.A., Kraft Foods Inc. и Sara Lee International получили в свое распоряжение дополнительно 2 млн тонн дешевой робусты.

Колониальный товар

Большая часть из $90 млрд, которые сегодня приносит кофейный бизнес, оседает в карманах крупных трейдеров и переработчиков. Страны-производители получают копейки: если еще в 1980-х годах они зарабатывали треть мировых «кофейных» доходов ($10 млрд из $30 млрд), то в начале 2000-х — лишь около 16% ($8 млрд из $50 млрд). За килограмм необработанных кофейных зерен фермеры получают на локальных рынках в лучшем случае чуть более $1,5-2. Местные торговцы очищают продукцию и продают экспортерам почти вдвое дороже. После обжарки цена кофе возрастает в несколько раз. В результате стоимость одной стандартной порции натурального напитка, содержащей всего 7 граммов кофе, в кафе достигает $3-6.

Продавцы и покупатели

Ежегодно в мире собирают более 110 млн мешков кофе по 60 кг каждый. Более 60 млн мешков производят на американском континенте (Бразилия — около 30% общемировых сборов, Колумбия — более 8%). Африканские страны: Эфиопия, Кения, Гвинея и др. — собирают ежегодно примерно 22 млн мешков. Основной азиатский поставщик — Вьетнам — обеспечивает более 10% общемировых сборов. Более половины всего производимого кофе закупает пятерка компаний: Kraft Foods (ТМ Maxwell House, Jakobs) — 13%, Nestle (ТМ Nescafe) — 13%, Sara Lee (ТМ Moccona) — 10%, Procter & Gamble (ТМ Folgers) и Tchibo (ТМ Tchibo) — по 4%.

Арабика и робуста

В мировой промышленности используются два кофейных дерева — арабика и робуста. Арабика имеет мягкий и нежный вкус, робуста — горьковатый и крепкий. В арабике больше углеводов, в робусте — кофеина. Арабика стоит в среднем на 30-40% дороже. Боле дешевую робусту используют преимущественно в производстве растворимого кофе и только в самые дорогие марки растворимых напитков добавляют арабику. Сегодня доля робусты в общем производстве превысила 30%.
Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии