Нередко приходится слышать от наших соотечественников, побывавших за рубежом, что там кофе отличается от здешнего своими вкусовыми качествами и ароматом. Среди любителей этого напитка бытует мнение, что некоторые недобросовестные производители для снижения себестоимости готового продукта при помоле добавляют в кофе желуди, горох или чечевицу. Мы попросили директора ООО «Асколи» Армана Погосяна, более десяти лет занимающегося в Армении кофейным бизнесом, пролить свет на положение дел и поделиться своим мнением о ситуации на рынке кофе.


Как рассказал Арман Погосян, произвести хороший кофе можно только из высококачественного кофейного сырья, зависящего, в свою очередь, от многих факторов — места произрастания, климатических условий, техники культивирования, культуры первичной обработки, условий хранения и главное — от принадлежности зерен к одному из трех видов кофейного дерева (арабика, робуста, либерия). На мировой рынок поступает, в основном, кофе первых двух вышеназванных ботанических видов. «Наша фирма, — отмечает г-н Погосян, — приобретает разные сорта индонезийского, индийского, бразильского и гондурасского кофе. Часть сырья мы закупаем непосредственно у его производителей, часть — у местных импортеров».
На международной бирже 1 килограмм высокосортного кофе стоит 15 долларов, дешевого — 10 долларов. Наши предприниматели покупают самый низкосортный кофе — по 3 доллара за килограмм, от него обычно отказываются европейские импортеры. «Не стоит упрекать наших поставщиков, — замечает Погосян. — Дело в том, что основная масса наших потребителей из-за низкой платежеспособности не готова платить соответствующую цену за высококачественный кофе. В этом мы убедились на собственном опыте».
Дело в том, что в прошлом году фирма «Асколи» в качестве эксперимента закупила небольшую партию элитного сорта арабики из Гондураса по цене 40 долларов за килограмм. Элитный кофе компания производила в течение шести недель. В торговой сети стограммовая пачка молотого кофе стоила 1200 драмов, однако из-за высокой стоимости кофе продавался с трудом. Фирме пришлось снять его с производства. Понятно, каков спрос — таково и предложение. Хотя те, кому по карману платить такие деньги, могут купить в Армении кофе самого высокого качества.
Отметим, что ООО «Асколи» выпускает молотый кофе под торговой маркой «Марсель», названный так в честь французского города, в котором генеральный директор компании прожил несколько лет. В первые годы фирма производила два вида кофе, сейчас — пять. Это «Марсель классик» — исключительно из арабики, «Марсель меджик» (магический) — 90% арабики и 10% робусты, «Марсель бум» — 50% арабики и 50% разных сортов робусты, «Марсель медиум» — из робусты и «Марсель» — из самых дешевых сортов робусты. Процесс обработки и расфасовки кофе на предприятии полностью автоматизирован. На линии задействованы 10 человек. А в технологической цепи переработки сырья помол — важнейшее звено. «Традиционно в Армении он очень мелкий, т.е. величина кофейных частиц не превышает 0,15 мм. Доказано, что чем тоньше помол, тем сильнее кофейный аромат», — поясняет Арман Погосян.
По словам директора, каждый сорт кофе имеет свои особенности. Поэтому важным этапом кофейного производства является составление смесей. Благодаря этому каждая из них обеспечивает определенный вкус, аромат и отличается своим неповторимым «букетом». «Могу сказать, что даже по вкусу определить с максимальной точностью состав молотого кофе без специального лабораторного оборудования невозможно. А у нас в стране нет ни одной подобной лаборатории. Считаю, что давно есть необходимость в подобной лаборатории. И этот вопрос должен решаться на государственном уровне, т.к. ни одна кофейная компания самостоятельно не потянет таких финансовых расходов», — говорит А. Погосян.
Действительно, только функционирование специальной лаборатории и строгий контроль за качеством производимого кофе закроет лазейки для недобросовестных поставщиков некондиционного товара. На сегодня кофейный рынок страны перенасыщен производителями. Кофейные компании ведут борьбу за предпочтения потребителей. «Асколи» реализует свою продукцию только внутри страны, не стремясь пока выйти на внешний рынок. При этом компания последовательно увеличивает закупки новых сортов кофе, тем самым расширяя ассортимент готовой продукции.


Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии