Кофейню «Санта-бин», созданную по подобию крупнейшей в мире сети Starbucks, бизнесмен Илья Якубсон открыл этим летом в центре Орла, на месте игорного клуба. Раньше Якубсон сам занимался игорным бизнесом, владея долей в местных клубах «Ниагара». А также продуктовым ритейлом, управляя крупнейшей в регионе сетью супермаркетов «Паллада» и дискаунтеров «Сберегайка». Но задумался о переменах. «Мы крупнее, чем Starbucks: у них в России всего одна кофейня, а у нас уже три», — шутит предприниматель, успевший к сентябрю открыть еще пару заведений.

«Продуктовая розница надоела. Захотелось заняться бизнесом для души. Перспективная ниша была видна — ни в Орле, ни в соседних городах, да и во всей России тоже нет демократичных кофеен», — рассказывает Якубсон.

Новый этап

В начале года он ушел из розничного бизнеса. Личных средств Якубсона, по его собственным подсчетам, хватит на открытие в Центральной России сети из 15 кофеен. Затраты на первый «Санта-бин» составили $250 000.

Якубсон пытался вести переговоры о покупке франшизы с немецкой сетью кофеен самообслуживания Woyton, но они не нуждались в российских партнерах. Тогда он решил создать собственный бренд по принципу бенчмаркинга — использовать существующие на рынке концепции и ноу-хау. За образец был взят лидер отрасли — крупнейшая в мире по числу кофеен американская сеть Starbucks, признается предприниматель.

За полгода Якубсон с женой Натальей изучили все сетевые кофейни самообслуживания в США и Европе, выучились на курсах бариста, договорились с поставщиками кофе и посуды и начали запуск собственной сети. В проект пришла команда менеджеров, работавшая с Якубсоном в розничном бизнесе, и бариста, работавший в американских кофейнях Starbucks.

Пошли на сближение

Название «Санта-бин» придумал сын-школьник Якубсона, а логотип — цветок из кофейных зерен в круге, визуально напоминающий эмблему Starbucks, — нарисовал орловский художник. В открывшихся в течение лета в Орле трех кофейнях, чашка эспрессо стоит 35 руб., самый дорогой напиток — 150 руб. С учетом русской специфики в концепцию были добавлены зоны «для тех, кто еще не бросил курить» и звуковое сопровождение из русских сказок в туалетах.

Якубсон считает, что позаимствованная у Starbucks идея к обвинениям в плагиате не приведет. До конца года бизнесмен обещает открыть пять точек — подписаны договоры аренды помещений в Курске, Воронеже и Белгороде. А за пять лет — создать сеть по всей России.

По прогнозам Якубсона, окупаемость каждой кофейни составит 18-20 месяцев. Приводить «Санта-бин» в Москву он планирует не раньше чем через два года — это потребует втрое больше инвестиций. «Сельские» предприниматели могут создавать компании федерального масштаба в России, не заходя в Москву. «Магнит» сумел без этого обойтись и построить самую крупную продуктовую сеть«, — амбициозно замечает Якубсон. Тем не менее финансовая помощь в создании всероссийской сети ему потребуется. Якубсон рассчитывает найти портфельного инвестора и обсуждает сейчас продажу доли в 20-25% с несколькими инвестфондами. О том, что Якубсон ищет партнера, знают консультанты инвестиционных компаний Da Vinci и Falcon Advisors.

Спорное решение

Пока управляющие российских кофеен раздумывают, приживется ли в России классическая концепция Starbucks, зарабатывающей на кофе, а не на еде, Якубсон проверяет ее на практике. Ежедневная выручка одного кафе «Санта-бин», по словам финдиректора сети Юлии Штельтер, — чуть более $1000, из которых 70% приходится на кофе и кофейные напитки. При этом 10% кофе в прошлом месяце было продано навынос. Участникам столичного рынка кофеен эти показатели кажутся неправдоподобными. «В лучшем случае в обороте российской кофейни на кофе приходится 40%, остальная выручка идет от соков, воды и закуски», — констатирует исполнительный директор сети кофеен Iliy Владимир Руденко. Гендиректор «Шоколадницы» Владислав Лозицкий признает, что на продажи кофе и кофейных напитков приходится менее половины оборота его сети. Руководитель сети «Кофе бин» Джерри Рудитсер также называет цифру в 40%.

К наполеоновским планам Якубсона столичные операторы кофеен тоже отнеслись скептически. Starbucks не зря осторожничала: россиян очень трудно приучить покупать кофе навынос, указывает Руденко. Пока места в нише кофеен хватает, отмечает Рудитсер: потенциальная емкость российского рынка превышает $1 млрд, но он не насыщен даже наполовину. «Конкурировать со Starbucks в России сейчас нетрудно, а через год — попробуйте», — добавляет управляющий «Кофе бин». Он напоминает, что крупнейший игрок в сегменте сетевых кофеен — «Кофе хауз» — уже оценил преимущества самообслуживания и перевел в этот формат две кофейни.

Выяснить отношение к ситуации Starbucks, открывшей в этом месяце свою первую российскую кофейню в торгкомплексе «Мега» в подмосковных Химках, не удалось. Менеджер по глобальным коммуникациям Starbucks в Европе и на Ближнем Востоке Кэрол Пусик сообщила, что компания не комментирует действия конкурентов. Если Starbucks уловит прямое сходство со своим знаком, то сможет инициировать разбирательство против «Санта-бин» — создание похожего по фирменному стилю проекта может подпасть под статью закона о конкуренции, считает старший партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Бирюлин.Правда, прежде американской сети придется доказать, что орловская кофейня своей вывеской вводит потребителей в заблуждение. Такие дела всегда непростые, замечает Бирюлин.
Обсудить  

Читайте также


Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии