Чаще всего чай ассоциируется с фарфоровой чашкой или обычной кружкой. Однако в некоторых странах этот напиток принято подавать исключительно в стаканах. И не только потому, что это красиво и эстетично.
Из нашего материала вы узнаете, как форма посуды влияет на вкус и температуру чая, откуда берется чайная пена и чем стеклянный стакан во времена Петра I отличался от советского граненого.
Турция и Азербайджан: зачем стакану-тюльпану тонкая талия
Всем, кто хоть раз бывал в Турции, наверняка запомнились небольшие стаканчики для чая, по форме напоминающие тюльпаны. Это может показаться лишь изящным эстетическим решением, ведь тюльпаны – символ Османской империи, однако схожесть с бутоном цветка – не более чем совпадение, а причудливая форма обусловлена функционалом посуды.
Впрочем, такие стаканы являются главной деталью не только турецкого, но и азербайджанского, а также иранского чаепития. Из Азербайджана к нам пришло название «армуды» (armudu – «груша»), встречается также вариант «богмалы». А в Турции можно встретить наименование «бардак» (bardak), но оно применимо для любых чайных стаканов и чашек.
Неизвестно, кто изобрел армуды, однако первые косвенные упоминания о них датируются серединой XIX века. А на картине турецкого художника Ходжи Али Ризы, творившего в прошлом столетии, рядом с самоваром абсолютно точно изображен маленький грушевидный стакан. Появлению армуд способствовало развитие стекольной промышленности, когда на смену громоздким и дорогим толстостенным стаканам пришли легкие и дешевые стаканчики из тонкого стекла.
Специфическая форма армуд позволяет надолго сохранить аромат и температуру свежезаваренного чая. В верхней расширенной части напиток быстрее остывает, благодаря чему его комфортно пить. В нижней же, за счет препятствия из тонкой «талии», чай остается горячим и насыщенным. По мере опустошения стакана горячая и остывшая жидкость перемешивается, а температура напитка остается оптимальной во время всего чаепития.
Также благодаря форме стаканчик легко держать в руке. В холодную погоду можно согревать пальцы, обхватив армуд за удобную «талию». А в жару его можно взять за верхние, быстро остывающие края, поэтому чай принято не доливать примерно на 1–2 см: часто это место отмечается декоративным ободком и в народе называется «местом для губ».
Объем стаканчиков небольшой – всего 100 мл. На торжествах принято пить чай из праздничных дорогих армуд (хрустальных, фарфоровых, украшенных росписью и позолотой), но будничный стакан-тюльпан выполнен из простого стекла. Именно в таком будет лучше всего виден насыщенный цвет напитка – турки называют его tavşan kanı, то есть «цвет заячьей крови».
Чай на Востоке любят заваривать крепкий, чаще черный байховый, без сахара и молока. Подают армуд на блюдце, а сладости (мед, сухофрукты, кусковой сахар) – в отдельной посуде. Специально для туристов есть стаканы с ручкой, больше напоминающие кружки, но сами местные ими не пользуются. Иногда можно встретить армуды в подстаканниках из мельхиора, серебра или бронзы. Выполнены они в минималистичном стиле и такого широкого распространения, как, например, в России, не получили.
Марокко: высокий стакан для чайной пены
Марокканские традиции чаепития сформировались также в середине XIX века, когда в страну завезли зеленый чай ганпаудер. Марокканцы стали заваривать его с большим количеством мяты и добавлять сахар, а сам напиток сделали символом гостеприимства. Уже из Марокко этот рецепт попал в Алжир, Тунис, а после и в Европу.
Листья чая и мяты заливают горячей водой, а потом доводят на огне до кипения (подробнее о рецепте и особенностях марокканского чая мы писали в этой статье). Иногда в напиток добавляют вербену лимонную, полынь, цитрусы.
Марокканский чай принято подавать в вытянутых стеклянных стаканах, украшенных росписью и позолотой. Прозрачность посуды дает возможность любоваться солнечным цветом чая и раскрывающимися листиками мяты. К слову, марокканская мята – особенная, она отличается от европейской красивыми «гофрированными» листьями и большим содержанием ментола и эфирных масел.
Чайной церемонией в Марокко занимаются в основном мужчины. Стаканы наполняют наполовину, а потом доливают в них оставшуюся часть напитка с высоты собственного роста, благодаря чему образуется характерная пена, которая насыщает чай кислородом и усиливает его вкус.
Россия: противоударная «гранёнка» и подстаканники Фаберже
В России чай из стаканов пьют еще со времен Петра I, но причина вовсе не в традициях – просто стекло на порядок дешевле фарфора и керамики.
Стакан в царской России
Долгое время, пока купцы и дворянство чаевничали из фарфоровых сервизов, простой люд довольствовался деревянной и металлической посудой, а по большому счету – пил чай, из чего придется. Да и сам чай был исключительно травяной – что собрали, то и заварили. Стекло тоже долго оставалось привилегией высших слоев: оно стоило дорого, гранилось вручную, украшалось позолоченной росписью и декоративными рисунками.
Один из первых граненых стаканов в XVIII веке стекольных дел мастера преподнесли Петру I – как особо прочный и практичный. И… он разбился, когда царь для проверки бросил его на пол.
«Утренний натюрморт» – Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1918.
Настоящая история русского чайного стакана началась в XIX веке, когда в России стали открываться фабрики по изготовлению прессованного стекла. Со временем и развитием технологий стаканы стали более прочными, подходили для распития любых напитков и стоили не столь дорого. Граней на них было от 10 до 12, в зависимости от места изготовления, но характерный ободок, как у советских «потомков», отсутствовал. Именно такой стакан с чаем изображен на знаменитом «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина.
Чай в России пили исключительно горячим, и, так как кружки с ручками многим были не по карману, широчайшее распространение получили подстаканники. Первые из них не отличались художественным исполнением и выпускались из латуни на Тульском оружейном заводе. Их основной задачей было не дать обжечься пальцам о стакан с кипятком. Однако изделием быстро заинтересовались ювелиры, и в середине XIX века появились подстаканники из серебра, подчеркивающие достаток их владельцев. Они изготавливались в разных стилях, были украшены изображением цветов, фруктов, сценами из библейских сюжетов. На короткий отрезок времени подстаканники стали произведениями искусства и изготавливались лучшими ювелирами. Делал их даже сам Карл Фаберже.
Стакан в СССР
Граненый стакан пережил революцию и стал выпускаться на стекольном заводе имени Бухарина. Однако в 1930-х годах появился запрос на стаканы, которые удобно было бы мыть в посудомоечных машинах общепита. Так 11 сентября 1943 года появился знаменитый и всем привычный стакан с 16 гранями и гладким верхним ободком. Его отличала невероятная прочность (он оставался целым даже при падении с метровой высоты на бетонный пол), дешевизна (стоил около 7 копеек) и многофункциональность. Из «граненок» пили все напитки от чая до вина, их использовали для вырезания кружков на пельмени, а в кулинарных книгах ингредиенты для пирогов измерялись и обозначались в стаканах.
По подстаканникам же в советские времена можно было изучать историю: на смену изображениям серпа и молота приходили военные сюжеты, а кукуруза и поднятая целина сменялись спутниками и ракетами. Выпускались они из мельхиора, нержавейки, аллюминия, реже – из серебра.
В 60-е годы стаканы и подстаканники уступили место кружкам, однако в общепите они оставались практически единственной тарой вплоть до 90-х годов, а в рядовых столовых их можно встретить и сейчас, правда, не с чаем, а с компотом или кефиром.
Стакан с чаем в нарядном подстаканнике до сих пор является обязательным атрибутом в поездах. Практичней только пластмассовая или железная посуда, но… разве что-то может сравниться с характерным звоном ложечки о стеклянный стакан?
Даже если вы привыкли к керамике, попробуйте налить любимый чай в прозрачный стакан. Полюбуйтесь, как играет на солнце теплый оттенок напитка, и, возможно, даже его вкус заиграет для вас новыми красками!
Комментарии