Сублимированный кофе

25 июня 2020 Новости о кофе

Сублимированный кофе

Уже давно кофейная индустрия стала одной из самых прибыльных. Поэтому с каждым днем, годом на полках супермаркетов и магазинов появляется все большее количество новых товаров. Ничего не поделаешь, ведь интерес покупателей необходимо все время подогревать.

Конечно, сублимированный кофе давно и прочно вошел в нашу жизнь, поэтому его очень сложно назвать новинкой. Но даже несмотря на это, мало кому известно, что из себя представляет продукт, выпускаемый под таким названием. Поэтому в сегодняшней статье мы предлагаем вам совершить путешествие в мир кофейных технологий и узнать много интересной и полезной информации о данной разновидности вашего излюбленного продукта.

Что же такое сублимированный кофе?
Это нужно знать: растворимый напиток бывает трех видов: гранулированный, порошковый и сублимированный. Эти данные любой производитель указывает на этикетке товара.

Если же вы хотите более точной информации, то можно сказать следующее: сублимированный кофе – это разновидность растворимого напитка. Для его изготовления используется особая технология, подразумевающая вакуумное испарение воды. Из-за особенностей производства, этот вид еще называют фриз-драйд (что в переводе с английского означает «сухая заморозка»).

Полезная информация: Лиофилизация (более известная как сублимация) – это процесс обработки, в ходе которого вещество сначала замораживается, а после этого подвергается вакуумной сушке. Благодаря этому растворитель (при изготовлении кофе в его роли выступает вода) переходит в газообразное состояние. При этом минуя жидкую стадию.

Такая технология появилась еще в шестидесятых годах прошлого века. Примечательно, что ее сразу «окрестили» новшеством и прорывом в масштабном кофейном производстве. При этом из уст владельцев крупных кофейных производств можно часто услышать, что сублимированный кофе – это полноценная замена натуральному традиционному сырью.

Мы же предлагаем вам подавить эмоции, оставив их для маркетологов, и обратиться к голым фактам. Вместе мы проникнем за занавес и ознакомимся с особенностями технологии производства сублимированного напитка.

Как делают сублимированный кофе?
Конечно, именитые производители стараются хранить в секрете особенности изготовления своего напитка (от вездесущих конкурентов). Но все же общее описании технологии – это совсем не секрет.

Сначала кофейные зерна обжариваются, а затем измельчаются. Примечательно, что в роли сырья для изготовления любого растворимого напитка (в том числе и сублимированной его разновидности) зачастую используют сырье не самого высокого качества. Нередко это робуста. И такой выбор объясняется не только более низкой стоимостью, но и более высоким содержанием кофеина. Благодаря этому, после длительной промышленной обработке, в напитке все же остается крепость.
Вывод: сублимированный кофе изготавливают из сырья низкого качества. Помимо робусты в ход пускают отходы арабики и прочую некондицию. Благодаря этому снижается себестоимость продукта, а покупатель получает напиток хоть отдаленно, но все же напоминающий кофе.

Затем полученный порошок после измельчения вываривают в специальных экстракционных батареях. Для этого применяют высокое давление.
Полученный экстракт заливается в особые цистерны. Во время нахождения в них из сырья испаряется часть влаги, что приводит к тому, что кофе приобретает боле густую консистенцию.
После этого загустевший экстракт кофе подвергают заморозке.
Затем сырье необходимо поместить в специальное устройство, предназначенное для вакуумной сушки. Вода (выполняющая роль растворителя) сразу переходит в газообразную форму. Благодаря этому высушенные частички кофе превращаются в гранулы, которые имеют немного угловатый вид.
Это интересно: если попробовать сублимированный кофе в виде гранул непосредственно после вакуумной сушки, то человек с огромным удивлением отметит для себя, что продукт не имеет ни запаха, ни вкуса. И дело в том, что они не просто слабо выражены. Столь важные для каждого кофемана качества просто отсутствуют.

Уже непосредственно перед расфасовкой угловатые гранулы обрабатывают ароматизаторами, чтобы придать продукту и вкус, и запах.
Производители на всех углах кричат о натуральности ароматизаторов, которыми они щедро сдабривают кофейные сублимированные гранулы. Но можно ли верить таким заявлениям? Ведь точный состав ароматических и вкусовых «коктейлей» невозможно нигде узнать. Увы, это коммерческая тайна. Уже только это должно насторожить тех, кто любит покупать сублимированный продукт.

А теперь добавим немного математики:

Ежегодно в России наши граждане впивают свыше 60 тонн растворимого напитка. Если пересчитаем этот показатель на вес, то получим цифру 1.5 тыс. тонн. Именно столько в нашей стране продается сублимированного сырья каждый год.
Если же рассмотреть этот вопрос глобально, так сказать в мировых масштабах, то цифра будет больше в несколько десятков раз.
А теперь подумайте. Какое количество натурального экстракта понадобится, чтобы придать этому огромному количеству сырья нужный запах?

Вывод напрашивается сам: сублимированный кофе (как и другие разновидности растворимого) обогащаются ароматизаторами и вкусовыми добавками, состав которых неизвестен ни одному покупателю.

Рассмотрим отличия сублимированного кофе
Данный вид сырья отличается от других представителей растворимого кофе как своим внешним видом, так и технологией производства. Рассмотрим эти различия более детально.

Технологические различия

Ключевое технологическое различие непосредственно касается последнего этапа изготовления эрзаца. Как вы уже знаете, для изготовления сублимированного кофе необходимо заморозить экстракт, а затем высушить его вакуумным способом (то есть, лед испаряют без перехода в жидкую форму). А вот для порошкового и гранулированного необходимо распылить экстракт, а после этого уже выпаривать из него жидкость. Затем порошок смачивают для того, чтобы добиться образования гранул. Но могут оставить и в «черновом виде». Мы его нередко встречаем на прилавках супермаркетов в виде наиболее дешевого мелкодисперсного растворимого кофе.

Теперь поговорим о органолептических отличиях

Сублимированный кофе выгодно смотрится на фоне своих так называемых «сородичей». Такой разновидности кофе свойственны аккуратные гранулы одинакового размера. Как правило, они имеют приятный карамельный оттенок. Такой внешний вид вызывает стойкие ассоциации с натуральными кофейными зернами. Наверное, в этом и заключается секрет успеха данного вида растворимого напитка.

Также следует отметить, что сублимированный кофе имеет более приятный и мягкий запах. В аромате отсутствуют специфические нотки, которым славится растворимый порошок.

Предупреждение: если вы выбрали для себя сублимированный кофе, то вам не очень стоит надеяться на длительный бодрящий эффект после чашечки напитка. Это же касается и вкуса напитка. Ведь ваши ожидания будут уничтожены суровой действительностью.

Вам следует понимать, что вкус и эффект от приема сублимированного напитка очень далеки от натурального. Это все тот же растворимый кофе лишь с некоторыми улучшенными характеристиками.

Вкусовые отличия всех трех существующих видов растворимого напитка зависят от вида и качества применяемых в процессе его производства ароматизаторов. Немного в меньшей степени влияет и сорт кофейных зерен, которые используют производители в качестве основы для изготовления растворимого напитка.

Обратите внимание: как правило, сублимированный кофе чаще всего продается в стеклянных, прозрачных банках. Эта хитрая уловка позволяет производителям привлечь внимание клиентов к презентабельному и весьма аппетитному внешнему виду продукта.

О различии в цене
Прогуливаясь по супермаркету, обязательно обратите внимание на цену всех разновидностей растворимого напитка. Конечно, вы заметите, что сублимированный стоит дороже остальных. Производитель на пару с маркетологами уверяет покупателей, что более высокая цена обусловлена сохранением аромата и вкуса натурального сырья. Но, как вы уже, наверное, поняли, это не так.

Все без исключения существующие виды растворимого кофе подвергаются процессу ароматизации перед фасовкой. Так чем же обусловлена более высокая стоимость напитка в сравнении с «сородичами»? Это объясняется тем, что технологические и энергетические затраты в процессе производства сублимата обходятся производителю в разы дороже.

Теперь поговорим о вреде сублимированного напитка

Медицинские исследования и эксперименты ученных неоднократно доказывают, что растворимый кофейный напиток вовсе не полезен для человеческого организма. К примеру, о том, что кофе вредно пить в период беременности, специалисты узнали именно на примере растворимого.

Конечно, производители утверждают, что среди растворимых напитков сублимированный является лучшим злом. Но как бы там не было, медицинских данных, касаемых исключительно сублимированного продукта, нам найти не удалось. Поэтом4 мы предлагаем вам рассмотреть вред растворимого кофе в общем.

Вред для организма:

Повышает риск рождения недоношенного ребенка практически на 60%.
При употреблении оказывает негативное влияние на состояние и функционирование органов желудочно-кишечного тракта. Первым тревожным звоночком должна стать регулярная изжога, появляющаяся после чашки растворимого кофе. Не секрет, что такой вид напитка провоцирует развитие гастрита и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
При приеме растворимого кофе человека могут беспокоить такие симптомы, как тошнота и головокружение. Особенно часто это наблюдается, если вы пытаетесь успокоить нервы чашкой кофе. Такая особенность объясняется переизбытком адреналина.
Доказано, что растворимый кофе (в отличие от натурального) способен провоцировать у мужчин эректильную дисфункцию.
Существует ли натуральный сублимированный продукт
Конечно, современные потребители, уже привыкли к хитростям, на которые идут маркетологи, и нередко верят им. На некоторых упаковках с сублимированным кофе можно прочесть надпись – натуральный сублимированный кофе. Но давайте мы вместе с вами попытаемся разобраться, насколько такое заявление правдиво.

Производители доказывают, что раз сублимат изготовлен из традиционных кофейных зерен, то его можно внести в разряд натурального напитка. Но это дело рук все тех же вездесущих и хитрых маркетологов.

Запомните: содержание натурального сырья в сублимированном колеблется в пределах 13-15%. И не забывайте, что сублимированный продукт бывает только в растворимом виде.

Вне зависимости от надписи на этикетке ли обещаний производителя, сублимированный кофе – это всего лишь эрзац натурального, который был придуман, чтобы заменить классический натуральный кофе в походных условиях.

Поговорим о брендах и ценах
Теперь давайте поговорим немного и том, насколько цена сублимата отличается от натурального продукта. Для наглядности обратимся к популярным брендам:

Nescafe пользуется любовью и уважением в нашей стране. Продукция компании ориентирована на широкий сегмент потребления, поэтому и стоимость у баночки кофе средняя. К примеру, банка 190 г обойдется вам в 450 руб. Если же пересчитать на 100 г, то получится, что 100 г сырья стоят 253 руб.
Jacobs не менее популярный продукт. Компания занимается производством не только растворимого, но и натурального кофе. Производитель ведет демократичную ценовую политику, поскольку стремиться охватить все большее количество потребителей кофе. Баночка сублимированного кофе в симпатичной стеклянной баночке, объемом 190 г, обойдется вам в 535 рублей. Таким образом, за 100 г продукта вы заплатите 282 руб. Есть еще Якобс Монархсублимированный напиток без кофеина. Его стоимость (за банку 95 г) составляет 290 руб. То есть, цена за 100 г равна 305 руб.
TchiboExclusive постепенно снижает цену продукции. На данный момент сублимированный кофе 190 г стоит 470 руб. В перерасчете на 100 г выходит 247 руб.
CarteNoire позиционируется как премиальный продукт, отличающийся высочайшим качеством. Кстати, нужно отметить, что производитель весьма неплохо поработал над дизайном банки. Ведь по размеру она такая же, как и те, что вмещают в себя 190 г сублимированного продукта. За банку в 95 грамм вам придется заплатить 500 руб. А за 100 г – все 526 руб.
Bushido так же относится к сегменту премиум-продуктов. Японский производитель заявляет, что его сублимированный кофе полностью изготовлен из арабики. Поэтому и стоимость соответствующая – 550 руб. за 100 граммов.
Ambassador – это популярный и известный бренд, имеющий целую линейку натурального кофе. Кстати, сублимированный продукт от этого производителя стоит очень недорого. Банка в 190 граммов продается за 360 руб. А если посчитать в 100 г, то получается, что Ambassador самый дешевый сублимат. За 100 г кофе потребители платят 190 руб.
Внимание: производители позиционируют сублимированный кофе как премиальный продукт. Именно поэтому его стоимость на 30-60% выше, нежели других разновидностей растворимого продукта.

Пить или не пить сублимированный кофе
Настало время подвести итоги. Итак, что же мы с вами выяснили:

Сублимированный продукт – это не более, чем разновидность растворимого.
Ему присущи все те же минусы, что и другим видам кофейного эрзаца.
Он стоит дороже.
Содержание натуральных зерен составляет 13-20%.
Имеет более симпатичный внешний вид и приятный аромат (по сравнению с другими видами растворимого напитка).
Аромат и вкус сублимированному продукту придают ароматизаторы.
Стоит ли употреблять сублимированный кофе?
Если вы находитесь в походе или же у вас другая ситуация, при которой нет возможности побаловать себя чашкой натурального кофе, то такой эрзац можно применять как крайнюю меру.

Но вот в обычной жизни мы не рекомендуем вводить сублимированный напиток в свой питьевой рацион. Ведь натуральный кофе сейчас широкодоступен. К тому же, его можно приготовить различными способами. А пользы и удовольствия вы получите намного больше, нежели от искусственного, растворимого продукта.

Мы не рекомендуем вам приобретать низкосортный и низкокачественный товар, который помещен в яркую упаковку. Намного разумнее и рациональнее будет приобрести натуральный кофе. Он подарит вам энергию и бодрость, улучшит работу мозга и подарит отличное настроение.

Внимание: считается, что все натуральное стоит дороже искусственного, но с сублимированным кофе такое правило не работает. Ведь стоимость чашечки натурального кофе, приготовленного дома, обойдется вам в 12-15 руб., а сублимированного в 17-19.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также